Достоинство конструкции, разработанной горьковчанином А. Сафроновым,— возможность использовать ее и в качестве сухопутного транспорта, и в качестве водного. А весь секрет в том, что к обычному велосипеду изготовлена своеобразная приставка — поплавковый катамаран. В сложенном виде он представляет собой компактный пакет и легко размещается на том же велосипеде, а на сборку амфипеда уходит всего несколько минут.
Часто можно видеть, как мальчишки катаются на велосипеде вдвоем: один крутит педали, а другой, восседая на багажнике, держит поджатые ноги на весу либо пытается упереться ими в раму. Но почему бы и пассажиру не поучаствовать в движении, раз уж его ноги свободны? Для этого совсем немного надо, а именно — добавить пару педалей. Такое стало возможным после того, как на шатунах были заменены старые оси.
Предлагаемая конструкция рассчитана на колеса от велосипедов марки ММВЗ или «Десна», хотя опробована она и на других колесах. Больший их диаметр возможен только для ездока ростом не менее 170 см, это связано с тем, что рулевое колесо расположено между ног. Низкое положение сиденья, а значит — и центра тяжести даже при сравнительно небольшой колее задних колес и малой базе делает машину удобной, как шезлонг, и устойчивой: и на крутых виражах опрокидывание практически исключается, в худшем случае начинается движение на двух колесах, как на обычном велосипеде — переднем и одном заднем, пока не будет устранен момент опрокидывания. Недостаток конструкции — возникающий боковой момент на руле при нажатии на педали. Но это ощутимо лишь при преодолении подъема; на ровном же участке это не чувствуется — даже управлять можно только ногами, а руки снять с руля. При поворотах обе ноги ездока наклоняются в сторону поворота и остаются на педалях; радиус поворота составляет при этом менее полутора метров по наружной колее.
Как ни странно, веломобиль... старше велосипеда. Его предком можно считать оригинальную «самобеглую коляску», предложенную известным русским изобретателем Кулибиным еще в 1791 году. На ее задке, на запятках, стоял слуга, нажимая ногами на рычаги и раскручивая таким образом два горизонтальных маховика. В наши дни в разных странах сконструировано несколько видов веломобилей, а одна из фирм Японии даже предприняла их выпуск на экспорт.
Многочисленное семейство водных велосипедов пополнилось еще одной интересной машиной, сконструированной нашим читателем — инженером Г. Овчинниковым из Днепропетровска. Овчинников — автолюбитель. Поэтому основной задачей для себя он поставил создание такого водного велосипеда, который можно перевозить на крышевом багажнике легкового автомобиля.
Машина собрана из множества деталей от разных велосипедов. Основная цель, которую мы поставили перед собою, заключалась в максимальном повышении грузоподъемности «Спутника». Мы хотели также, чтобы переоборудование тандема в одиночку занимало считанные минуты. Схема тандема была выбрана не случайно. Езда вдвоем не только удовольствие: вторые педали позволяют значительно увеличить энерговооруженность машины, Боковой прицеп такой возможности не дает, а классический тандем уж слишком громоздок. «Спутник» не имеет длинной неуклюжей рамы, применяемой на обычных тандемах, удобен в транспортировке и хранении. Использование узлов и деталей от старых велосипедов ощутимо снижает стоимость его постройки.
Инженер Сергей Станиславович Лундовский, сумел превратить детский самокат в необычное транспортное средство для взрослых. Как же удалось «овзрослить» самокат? В чем суть его переделки? Прежде всего в максимально допустимом понижении платформы, на которой стоит «водитель». Дорожный просвет переделанного самоката в нагруженном состоянии всего-навсего 30 мм. Но этого, как показала практика, вполне достаточно для езды не только по гладкому асфальту, но и по загородным тропинкам. Задевая днищем за неровности дороги, самокат просто проскальзывает вперед. А если встретится препятствие побольше, водитель может помочь своей машине, дернув руль вверх и приподняв таким образом переднее колесо. Снижение платформы понизило центр тяжести машины, что благоприятно отразилось на ее устойчивости и позволило легко доставать до земли «толчковой» ногой, совершенно не сгибая в колене опорную ногу. А благодаря этому водитель утомляется намного меньше, чем при пользовании самокатом со стандартной (высокой) платформой.