velo.moy.su
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Велосипеды [31]
Веломобили [22]
Аквапеды [10]
Разное [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Главная » Статьи » Веломобили

ВЕЛОМОБИЛЬ «КОЛИБРИ-35»

«Колибри-35» выполнен по трехколесной схеме с двумя независимыми ведущими задними колесами и одним передним, рулевым. Это рационально, так как снижается вес, значительно упрощается силовая схема конструкции и система управления, отпадает необходимость в рулевой трапеции. Небольшая база педикара позволила ограничить угол поворота переднего колеса в пределах +12° специальными упорам, без ухудшения маневренности. При минимальном радиусе поворота в 3 м «Колибри-35» даже на максимальной скорости сохраняет хорошую устойчивость. Этому способствует также небольшой вес конструкции и низкое положение центра тяжести. При собственном весе в 35 кг (эта цифра вынесена в название машины) и габаритах 1050×1350×1550 мм педикар развивает - скорость до 30 км/ч.
Основой цельнометаллической конструкции «Колибри-35» является трубчатая рама; на ней установлены панельный кузов открытого типа, съемный нижний грязевой щиток, сиденья, колеса и два идентичных приводных механизма.
Чтобы уменьшить габариты для хранения, веломобиль снабжен складными тентом и рулевой колонкой, положение которой можно регулировать; колеса легкосъемные. Перевод педикара в транспортное положение и обратно осуществляется за 2—3 минуты. Для складывания тента достаточно ослабить два установленных на резьбе упора и откинуть стойку.

Веломобиль «Колибри-35»

Сложенный веломобиль в вертикальном положении и как его можно переносить.

Веломобиль в сложенном виде может храниться в вертикальном положении в комнате, скажем, в шкафу, или установленным на заднюю плоскую панель непосредственно на полу. Для переноски предусмотрена удобная ручка, расположенная в центре тяжести машины.
Подобно велосипеду, «Колибри-35» для упрощения конструкции не имеет амортизации: ведь веломобиль предназначен для асфальтовой дороги. Этот недостаток полностью компенсируется мягкими глубокими сиденьями.
Управление осуществляется только водителем, для чего рулевая колонка смещена влево. Кроме двух ручек — переднего и заднего тормозов, — на ней установлены переключатель света и кнопка звукового сигнала. Маневр осуществляется перемещением влево-вправо рулевой колонки. Такая схема, легче и проще других систем управления.
Перед обоими сиденьями располагаются по две независимые педали, шарнирно подвешенные на рычагах к раме. Посредством тяг, заканчивающихся тросиками, они соединены с приводными механизмами, корпуса которых, являются элементами рамы. На валах приводных механизмов установлены ведущие колеса. Угол качания педалей ограничен упорами. Каждая пара педалей связана между собой через тонкие тросики и упругий элемент (резиновый амортизатор), позволяющий работать педалями как совместно, так и раздельно. Введение упругой связи между педалями обеспечило гарантированный возврат их в исходное положение, а также снизило силовые затраты.
Отличительной чертой привода являются независимые механизмы переключения скоростей. В них использован принцип изменения точки крепления тяги к рычагу педали. С этой целью с обратной стороны рычагов установлены зубчатые рейки, с ними взаимодействуют зубчатые колеса устройства переключения скоростей. У каждого из зубчатых колес, к которым крепятся концы тяг, имеются двухпозиционные фиксаторы.



Для изменения скорости педальный рычаг ставится в нейтральную позицию (вертикально), а клавиша фиксатора устанавливается ногой или рукой во вторую позицию. При этом освобождается зубчатое колесо, которое при отклонении педального рычага перекатывается вверх или вниз по рейке до следующего положения тяги и стопорится фиксатором. При необходимости переключение скоростей можно вывести на общий рычаг, установив его, например, на рулевой колонке. Установка двух независимых приводных механизмов позволила обойтись без тяжелого дифференциала и значительно упростила конструкцию веломобиля.
«Колибри-35» не имеет заднего хода, так как необходимости в нем для веломобиля практически нет.
В качестве ведущих могут быть использованы колеса от складного велосипеда «Десна» или «Школьник», в обоих случаях с переделанными втулками. Переднее колесо — от детского самоката.
Тормозная система состоит из переднего тормоза от дорожного велосипеда и задних тормозов собственной конструкции, выполненных заодно с приводными механизмами и установленных на их внутренних крышках.



Веломобиль электрифицирован. Питание — от четырех батарей типа «Планета» напряжением 4,5 В, фары велосипедные. Есть мигающие указатели поворота: передние — самодельные, из доработанных «боковиков» от автомобиля, задние совмещены со стоп-сигналом и накрыты уменьшенным фонарем от мотоцикла; имеется также звуковой сигнал.
Приборный щиток «Колибри-35» сострит из тумблера фар и тумблера Стоп-сигнала, который срабатывает также при нажатии на ручку тормоза. На щитке установлен спидометр от мопеда, связанный гибким валом с помощью зубчатой пары с левым ведущим колесом.
Снижению веса веломобиля, выполненного, за исключением ответственных узлов и элементов, из алюминиевых сплавов, способствовала и компоновка, позволившая сделать несущей только Верхнюю часть кузова. Нижняя же превратилась в легкий грязевой щиток, который может быть выклеен из стеклопластика или, как в другом варианте «колибри-35», изготовлен в виде труб жесткого каркаса, обтянутого кожзаменителем, Аналогично щитку выполнен и складной тент.
Доступ к основным узлам при эксплуатации и ремонте обеспечивается Схемным нижним грязевым щитком, закрепленным на кузове и раме шпильками, а также съемными крышками приводов.
При необходимости между задними колесами устанавливается съемный багажник, а основной, для небольших грузов (до 5 кг) размещается между педалями водителя и пассажира.
Зеркало заднего вида лучше расположить на рулевой колонке. Грязевые щитки задних колес можно поворачивать при транспортировке на 180°.
Эксплуатация веломобиля с 1977 года показала его хорошие ходовые качества как в летний, так и в зимний периоды.
К недостаткам этого веломобиля относится все-таки большой вес конструкции. Он может быть снижен на 10—15% за счет применения современных материалов при изготовлении веломобиля в промышленных условиях.
Желательно было бы также улучшить условия работы тросов как наиболее слабых элементов приводов, скажем, исключив из схемы часть блоков или вообще заменив тросы гибкой металлической лентой. Правда, при этом придется удлинить ведущие валы в ущерб компактности приводных механизмов, а также усилить конструкцию.

Интересно было бы» сохранив основные достоинства схемы «Колибри-35», видоизменить компоновку веломобиля с тем, чтобы еще в большей степени снизить габариты и вес машины. Такой складной веломобиль выполняется в виде «чемодана» с уложенными внутри колесами. Кузов может быть отделан так, чтобы он гармонично сочетался с интерьером жилого помещения, в котором при хранении веломобиль служил бы еще, например, тумбочкой.
При сборке веломобиля откидывающаяся крышка «тумбочки» могла бы стать спинкой сиденья. А жесткость соединения ее с основанием кузова может достигаться с помощью двух телескопических тяг. Так же устанавливается передний щиток, раскрывается тент с ветровым стеклом, поднимаются педали, затем крепятся колеса.
Двухместный веломобиль такой «чемоданной» схемы вполне может весить 20—25 кг и складываться до размеров 250×900×1000 мм; одноместный соответственно — 15—18 кг и 250×500×1000 мм.
Складной веломобиль типа «Колибри-35» — машина универсальная. Кроме основного своего назначения как индивидуального транспортного средства, она может использоваться, например, для оснащения детских автогородков. В то же время это и хороший тренажер для спортсменов, и аппарат для восстановительных упражнений в лечебно-профилактических целях: ведь нагрузка на каждую педаль может дозироваться независимыми механизмами переключения скоростей.
Наконец, поездка на педикаре — прекрасный вид отдыха. Пользоваться этой несложной машиной могут люди всех возрастов.
Сравнительно простая конструкция веломобиля позволила изготовить его в домашних условиях в течение года. Единственным механическим инструментом, применявшимся при сборке, была электродрель. Все затраты на изготовление не превысили двойной стоимости велосипеда.
Копирование любой конструкции не представляет большого интереса, поэтому ниже дано описание только основных элементов «Колибри-35п, которые могут послужить отправными моментами при разработке веломобиля.
Рама из материала Д16Т состоит из труб Ø32×1,5 мм, соединенных фитингами на клею К-153. Заодно с рамой выполнены корпуса приводных механизмов, кронштейны подвески педелем и блоков шкивов. Места стыков усилены двумя-тремя болтами Мб. Вилка переднего колеса с подшипниковыми узлами, которые также закреплены с помощью фитингов и болтов, взяты от детского самоката. Рулевая колонка от велосипеда. Она регулируется по высоте и углу, а также складывается. Верхняя часть ее — из тонкостенных стальных труб Ø22×1 мм и заканчивается велосипедным рулем с двумя резиновыми ручками.
Фитинги и болты рамы используются также для навески кузова, который состоит из восьми коробчатых панелей, выполненных из листового материала АД1М толщиной 0,8 мм. Помимо крепления к раме, панели с помощью болтов соединены и между собой. Это упрощает сборку кузова, позволяет легко заменить любую его часть, поврежденную при эксплуатации. Передняя панель наиболее сложная в изготовлении — она состоит из нескольких частей, собранных на заклепках.
Корпус блока питания снабжен откидывающейся крышкой. Кресла веломобиля взаимозаменяемы. Они имеют жесткое основание, которое представляет собой раму из швеллера и приклепанного к ней дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. К раме же через накладку прикреплено основание спинки — лист толщиной 0,7 мм. Подушки — из четырех слоев поролона, заключенного в чехлы из кожзаменителя. Эти пакеты пришиваются к вспомогательным панелям нитками из капрона. Панели-основания имеют по периметру отверстия и снабжены анкерными болтами М4 для крепления к основе сидений. Кресла установлены на раме педикара шарнирно: основания охватывают поперечину рамы, в передних точках сиденья крепятся с помощью стальных лент.
Тент из кожезаменителя натянут на трубчатый каркас, соединенный с рамой веломобиля в четырех точках болтами М10. Трубы Ø16×1 мм (материал АМцМ). Кожзаменитель крепится только к передней и задней дугам каркаса. Горизонтальная дуга подвижно установлена во втулках и, ломимо осей- заклепок, укреплена стойкой. Тент Е натянутом состоянии фиксируется регулировочными винтами, взаимодействующими со сферическими углублениями в упорах. При утапливании регулировочных винтов стойка легко снимается со штыря, горизонтальная дуга свободно перемещается во Втулках, и тент складывается.
Грязевой щиток по конструкции аналогичен тенту. Отличается тем, что кожзаменитель крепится к каркасу с помощью накладок, необходимых для хорошего натяжения ткани. Заодно с ним выполнен щиток переднего колеса, склепанный из листа АД1М толщиной 0,7 мм. Он крепится по периметру к кузову и рамс с помощью анкерных болтов.
На раме между сиденьями установлен лоток — багажник для небольших грузов; он сварен из стальной проволоки Ø2,5 мм.
Второй, съемный багажник из труб АМцМ Ø12×1 мм, соединенных на заклепках, установлен на раме помощью четырех гаек-барашков.
Ходовая часть веломобиля состоит из двух аналогичных приводов. Каждый из них включает в себя две педали, закрепленные на качающихся рычагах-рамках, два механизме переключения скоростей, две тяги, блок шкивов, собственно приводной механизм, а также резиновый амортизатор, охватывающий два шкива, установленные в основании сиденья.
Педаль изготовлена из закрытого профиля (материал Д16Т) и крепится с помощью проволочной защелки на качающейся рамке, выполненной из тонкостенных стальных труб Ø15×1 мм и Ø22×1 мм и подвешенной к раме педикара.
Механизм переключения скоростей состоит из внешней и внутренней щек, соединенных тремя заклепками через распорные элементы. Вал, установленный в щеках на игольчатом подшипнике, несет составное зубчатое колесо, ступица которого выполнена заодно с кулачком. На выступающем конце вап41 имеется подвижная клавиша. Зубчатое колесо взаимодействует с зубчатой рейкой на рамке, имеющей ограничители хода.
При нажатии на клавишу преодолевается сопротивление пружины сжатия, размещенной в распорном элементе, и защелка, подпружиненная лепестком, фиксирует клавишу БО втором положении. Штырь освобождает кулачок, который при перемещении педали в одно из крайних положений вместе с зубчатым колесом перекатывается по рейке и смещает защелку за срез отверстия. При совмещении второго отверстия симметричного кулачка с отверстием во внутренней щеке штырь под действием пружины вновь фиксирует колесо.
Тяга из трубы Ø10×1 мм (материал Д16Т) соединена с ведущим тросом Ø1,8 мм клиновым зажимом.
На конце троса припаяно утолщение из проволоки для фиксации его в 6арабне.
В корпусе каждого приводного механизма на шарикоподшипниках установлен ведущий вал. Втулка ведущего колеса фиксируется на валу шпонкой и легкосъемной шайбой которая стопорит я винтом со сферической головкой. Тросовый барабан, несущий кольцо, установлен на валу также с помощью шарикоподшипников и взаимодействует с зубчатым колесом вала посредством собачки, подпружиненной неполным витком проволоки, размещенной в кольцевой проточке барабана. На направляющей закреплены шкивы; они вместе с блоком шкивов определяют движение тросов.
Возвратный трос Ø0,7 мм удерживается на барабане также напайкой из проволоки, а вторым концом фиксируется в зажимах, где крепится к резине и амортизатор.
На внутренней крышке корпуса смонтирован тормоз, барабан которого закреплен на ведущем валу шпонкой.
Ведущие валы барабана, шкивы и собачки изготовлены из стали 30ХГСА.
Все внутренние поверхности веломобиля покрыты двумя слоями нитро эмали черного цвета, включая тент и грязевой щиток. Снаружи кузов окрашен ярко-зеленой эмалью МЛ-197.
Следует отметить, что работа привода, включающего в себя гибкие элементы (тросы), во многом зависит от точности и чистоты обработки поверхности деталей.

«Моделист-конструктор» №11-12 1979 г.

Категория: Веломобили | (01.04.2013)
Просмотров: 5862 | Комментарии: 1 | Теги: Веломобили | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 malder  
0
Странные рули у этих штук, неудобные....Неужели классический нельзя поставить?! И на хрен нужен линейный привод?! angry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Персональный сайт
  • Самодельщик In Manus
  • Записная книжка
  • Непознанное
  • СПб-Колпино
  • velo.moy.su © 2024
    Используются технологии uCoz