velo.moy.su
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Велосипеды [31]
Веломобили [22]
Аквапеды [10]
Разное [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Главная » Статьи » Аквапеды

КАТАМАРАН «ДЕЛЬФИН»


Идею аквапеда мы вынашивали два года: прикидывали, подсчитывали, прорисовывали конструкцию, подбирали материалы. Когда образ «Дельфина» сложился окончательно, взялись за дело. И хотя в мастерской в то время не было ни токарного станка, ни сварочного аппарата — только электродрель, тиски да обычные слесарные инструменты, на постройку ушло всего две недели.
Аквапед получился устойчивым на воде, удобным в управлении и довольно вместительным (на борту — пять мест). На нем приятно совершать водные прогулки, ловить рыбу. Пригодится «Дельфин» и для спасательных работ, и для буксировки лодок. В то же время ему самому не требуется никакого ухода.
Конструкция плавсредства довольно проста, поэтому не думаю, что есть необходимость приводить ее детально. Да и копию строить вряд ли кто возьмется. Достаточно, как мне кажется, воспользоваться основной идеей и учесть недостатки, проявившиеся в эксплуатации.



Компоновка «Дельфина»:
1 — бампер, 2 — поперечина (труба Ø30), 3 — обтекатель носовой, 4, 21 —кронштейны рулевой стойки, 5 — руль, 6 — ограждение (труба Ø30), 7 — каркас обшивки (уголок 15x15), 8 — обшивка, 9 — болт М4, 10 — перо рулевое, 11 — кронштейн рулевого пера, 12 — подкос (2 шт.), 13 —винт гребной, 14 — кронштейн гребного винта, 15 — вал гребного винта, 16 — пол (фанера), 17 — тяга рулевая, 18 — муфта (резиновая труба), 19 редуктор, 20 — шкив ведомый, 22 — ремень клиновой, 23 — подшипник кривошипа, 24 — шкив ведущий, 25 — поплавок левый, 26 — рейка палубы поперечная, 27 — рейка палубы продольная, 28 — люк-сиденье, 29 — штурвал подъема якоря, 30, 34 — ручки для переноски аквапеда, 31 —палуба, 32 — кривошип (педальный узел), 33 — доска приборная (путевая фара условно не показана).


«Дельфин» состоит из двух поплавков, палубы и кузова, на котором в считанные минуты легко установить лобовое стекло и крышу-тент.
Палуба набрана из соединенных шурупами продольных и поперечных деревянных реек сечением, соответственно, 40x30 и 50x30 мм и выстлана поверху 3-мм фанерой. Сиденья сделаны откидными из фанеры толщиной 10 мм, обтянуты поролоном и клеенкой. Под левым сиденьем расположен ящик с аккумулятором путевой фары, под правым — ящик с инструментами. Среднее сиденье служит крышкой люка, через который можно осмотреть редуктор или отрегулировать натяжение приводного ремня.
Каркас кузова собран из дюралюминиевых уголков и труб (часть из них — лыжные палки) и обшит тонкими листами дюралюминия. Крепеж — болтами М4. Спереди кузов усилен поперечной дюралюминиевой трубой диаметром 30 мм, концы которой служат ручками для переноски аквапеда (две другие ручки — сзади), и бампером — накладкой из 10-мм фанеры.
Движется аквапед за счет мускульной силы одного или двух человек, располагающихся на сиденьях. Усилие от ног с помощью педального привода, клиноременной передачи и редуктора сообщается движителю — трехлопастному гребному винту диаметром 270 мм. Передаточное число клиноременной передачи — 1:3,9, редуктора — 1:2. Таким образом, за один оборот педального привода гребной винт проворачивается вокруг своей оси почти восемь раз. Этого вполне достаточно для того, чтобы аквапед двигался с приемлемой скоростью — около 7 км/ч. Причем назад почти так же, как и вперед.
Оба кривошипа педального привода согнуты из прутков нержавеющей стали диаметром 14 мм. Перед изгибом на прутки надеты по две стальные трубки длиной 80 мм каждая, к которым потом прикреплены деревянные педали. Концы кривошипов, обращенные к бортам, снабжены подшипниками — полиэтиленовыми пробками от бутылок из-под шампанского. К другим концам приварены фланцы крепления ведущего шкива клиноременной передачи.



Ведущий шкив склепан из трех алюминиевых дисков общей толщиной 14 мм, спрофилированных под сечение клиноременного ремня типоразмера А.
Ведомый шкив (диаметром 100 мм) — пластмассовый. Установлен на входном валу редуктора. В качестве последнего использован механизм электрической шлифовальной машинки, у которого оставлены только корпус, шестерни и вал якоря. Выходной вал редуктора соединен отрезком резинового шланга с тонкостенной дюралюминиевой трубой диаметром 20 мм — валом гребного винта.

Крепление «Дельфина» на багажнике автомобиля:
1,4 — ручки для переноски аквапеда передняя и задняя, 2 — шнур синтетический, 3 - крючок, 5 — опора (дюралюминиевая труба), 6, 7 — болты-фиксаторы опоры.


Управление аквапедом — ручное. Водитель, поворачивая рулевую колонку вокруг вертикальной оси, передает усилие рулевому перу через качалки и тягу. Колонка и ее ручки сделаны из дюралюминиевой трубы диаметром 30 мм, тяга — из лыжной палки, качалка, оба кронштейна рулевого пера и само перо — из алюминиевой пластины толщиной 4 мм.
Все деревянные и металлические поверхности аквапеда тщательно окрашены для защиты от воздействия воды.
С поплавками дело обстояло не так просто. Первый комплект был изготовлен из 10-мм фанеры, пенопласта и стеклоткани.
Основной силовой элемент поплавка — фанерный лонжерон. Сверху к нему шурупами привинчены три уголка из толстой оцинкованной жести — кронштейны крепления к палубе, снизу - три фанерных диска, промежутки между которыми заполнены пенопластом. Все изделие покрыто эпоксидной смолой, оклеено стеклотканью и окрашено. Вес его — около 5 кгс.
Однако основное достоинство поплавков — малый вес — не могло перекрыть их существенный недостаток — хрупкость. Даже конструктивные особенности палубы, принимающей на себя львиную долю нагрузок, не выручили. Пришлось стеклотканевые корпуса поплавков заменить, сначала на дюралюминиевые, а позже — на стальные, склепанные (с герметизацией заклепочного шва) из тонкой (0,4 мм) листовой стали. Прямоугольные корпуса наполнены пенопластом и закрыты стальными крышками, которые изнутри имеют фанерные лонжероны, а сверху — уголковые кронштейны крепления к палубе.
Новые поплавки заметно прибавили в весе. Зато прочность их стала несравнимо выше. Мы даже не боялись уронить аквапед на траву или песок при переноске к воде.
Как же «Дельфин», имеющий внушительные габариты и вес, из городского гаража попадал на берег озера? Перевозили его на крыше автомобиля. Для этого потребовалось изготовить из деревянных реек и медных трубок диаметром 18 мм специальную подставку на багажник, приобрести четыре прочных синтетических шнура с крюками и две дюралюминиевые трубы для крепления аквапеда к переднему и заднему бамперам.
Конечно, в одиночку погрузить такую махину весом более 70 кгс на автомобиль невозможно. Требуются усилия трех-четырех взрослых мужчин. Поэтому брать его на водоем целесообразно в том случае, когда собирается большая компания. Зато удовольствие от катания на аквапеде незабываемое!

«Моделист-конструктор» №6 1997 г.

Категория: Аквапеды | (01.04.2013)
Просмотров: 2547 | Теги: аквапед | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Персональный сайт
  • Самодельщик In Manus
  • Записная книжка
  • Непознанное
  • СПб-Колпино
  • velo.moy.su © 2024
    Используются технологии uCoz