Вначале о достоинствах двухместного велосипеда. Во-первых, это возможность езды с высокой скоростью, сравнимой со скоростью, достигаемой гоночными велосипедами. Во-вторых, тандем удобен при поездке двух разных по силам людей: каждый может вращать педали с привычным для себя усилием и автоматически более сильный «тянет» слабого. Это одно из преимуществ, позволяющее рекомендовать такие велосипеды для туризма, особенно семейного. А наличие ведущего в двойке, держащего управление в своих руках, снижает риск и психологическую напряженность при движении по дорогам с интенсивным транспортным потоком.
Описание трехколесного тандема, опубликованное в журнале ( «Моделист-конструктор» № 3, 1979 г.), мне понравилось по заложенной в нем идее: получить двухместный велосипед из обычных одноместных, не внося серьезных изменении в исходные конструкции. Но сам предложенный вариант удовлетворял не очень: все-таки рама второго велосипеда претерпевала нежелательные вмешательства. Хотелось найти такой способ сочленения, чтобы при отсутствии необходимости в тандеме можно было восстановить велосипеды в первоначальном виде.
За основу мы взяли дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков» и закрепили на балке два седла со спинками таким образом, чтобы первый седок мог крутить педали привода переднего колеса, а второй — обычный цепной привод заднего колеса. Таким образом получился двухместный велосипед с теми же габаритами, что и серийный одноместный. Сидящий на переднем сиденье вращает педали дополнительного привода, расположенного в центре переднего колеса, поддерживает равновесие, а также выполняет функции водителя. Второй седок работает педалями, приводящими во вращение заднее колесо, держась при этом за рукоятки на спинке переднего сиденья. Руль для нашего велосипеда имеет специфическую форму — ручки его приподняты, да и конфигурация изменена для более удобного управления. Назвали мы наш тандем «Дружок». Масса машины — 23...25 кг. «Дружок» был построен и всесторонне испытан — в том числе в сельской местности.
Наше семейное транспортное средство — трехколесный велотандем «Бродяга» — спроектировано мной для велопоходов. От аналогичных конструкций его отличает отсутствие необратимых доработок в базовых велосипедах, на основе которых создан велотандем; простота изготовления дополнительных узлов и деталей, с помощью которых пара стандартных машин превращается в трехколесный трейлер, а также высокая надежность «Бродяги», проверенная жесткой эксплуатацией на дорогах России. Как и все тандемы, наш также имеет меньший по сравнению с парой обычных велосипедов Сх — коэффициент лобового сопротивления и, как следствие, меньшую чувствительность к встречному воздушному потоку. Все это позволяет без особого труда в течение 4...5 часов поддерживать крейсерскую скорость около 20 км/ч (до 7 км/ч на подъемах и до 80 км/ч на спусках). Для возобновления движения, как показал опыт, достаточно всего двух-трех часов отдыха, хотя наш семейный экипаж не отличается высокими атлетическими качествами.
Этот велосипед выделяется прежде всего своей необычно большой вместимостью. Еще бы, на сравнительно компактной и легкой машине размещаются сразу четыре человека: двое взрослых и двое детей! Причем «пассажирское» кресло всего одно, а три остальных места «рабочие». Так что отдых на семейном велотандеме становится самым что ни на есть активным. Велотандем состоит из общей рамы с двумя педальными каретками и синхронной передачей на заднее колесо, переднего поворотного колеса с индивидуальным приводом и легкого прицепа для перевозки походного имущества и продуктов при дальних маршрутах.
Часто можно видеть, как мальчишки катаются на велосипеде вдвоем: один крутит педали, а другой, восседая на багажнике, держит поджатые ноги на весу либо пытается упереться ими в раму. Но почему бы и пассажиру не поучаствовать в движении, раз уж его ноги свободны? Для этого совсем немного надо, а именно — добавить пару педалей. Такое стало возможным после того, как на шатунах были заменены старые оси.
Машина собрана из множества деталей от разных велосипедов. Основная цель, которую мы поставили перед собою, заключалась в максимальном повышении грузоподъемности «Спутника». Мы хотели также, чтобы переоборудование тандема в одиночку занимало считанные минуты. Схема тандема была выбрана не случайно. Езда вдвоем не только удовольствие: вторые педали позволяют значительно увеличить энерговооруженность машины, Боковой прицеп такой возможности не дает, а классический тандем уж слишком громоздок. «Спутник» не имеет длинной неуклюжей рамы, применяемой на обычных тандемах, удобен в транспортировке и хранении. Использование узлов и деталей от старых велосипедов ощутимо снижает стоимость его постройки.