Любителям мастерить, желающим изготовить такую приставку, потребуется несколько метров дюралюминиевых труб и стального тросика для каркаса и 6—7 м водонепроницаемой ткани для поплавков. Если вы живете близко от водоема, можно сделать и чисто водный транспорт — «водопед», взяв за основу велосипедную раму без колес. Велоприставка состоит из силового каркаса, надувных поплавков и винтового движителя. Основной несущий элемент каркаса — центральная балка, с которой через перекладины шарнирно соединены продольные балки. Снизу установлены передняя и задняя откидные стойки, служащие распорками для расчалок, соединяющих концы перекладин. Внешние концы задних перекладин соединяются расчалками с рамой велосипеда, удерживая ее от сваливания на бок, а перекладины — от складывания назад. Для передачи нагрузки с силового каркаса на надувные поплавки к продольным балкам снизу приклепаны ложементы со съемными пластинами.
Надувные поплавки пришнуровывают к ним за язычки или крепят с помощью застежек-«репейников». Движитель состоит из редуктора, гребного вала, винта и установленного за ним руля, соединенного с передней вилкой велосипеда специальной проводкой. По концам центральной балки установлены передний и задний узлы крепления приставки к раме велосипеда. Конструктивное исполнение перечисленных элементов и их соединений может быть различно — в зависимости от технологических возможностей, квалификации, вкусов и изобретательности исполнителя. При всем стремлении к конструктивной и технологической простоте автору не удалось избежать токарных работ и сварки. Их использование было продиктовано стремлением максимально облегчить механизм, обеспечив ему достаточную прочность и жесткость.
Силовая трансмиссия. В качестве редуктора применена ручная двухскоростная дрель с передаточным отношением 7:1, Вместе с цепной передачей она обеспечивает передаточное число между валом педалей и гребным винтом 21:1. Крепится дрель с помощью установленной на оси вилки. Вместо боковой ручки на шестигранный хвостовик дрели посажена малая звездочка цепной передачи, а вместо патрона — гребной вал. Чтобы повысить КПД, я заменил примененный сначала трехлопастный винт Ø200 мм на двухлопастный Ø270 мм, выклеенный из стеклоткани на эпоксидной смоле. Винт левого вращения, Шагом около 230 мм. Форма и толщина лопастей подобраны так, что угол их установки меняется в зависимости от нагрузки за счет упругой деформации, обеспечивая на всех режимах движения шаг, близкий к оптимальному.
Гребной винт можно сделать и из металла или использовать готовый, например, от подвесного мотора «Ветерок-8» или «Ветерок-12». Для упрощения конструкции и уменьшения габаритов приставки в сложенном виде я исключил и предусмотренную ранее кольцевую насадку вокруг гребного винта. Вместо нее установлена более легкая противокавитационная плита, предохраняющая от засасывания воздуха. В опорном подшипнике гребного вала установлены фторопластовые втулки, способные работать в воде без смазки (можно изготовить их и из капролона). Надувные поплавки выкроены из прорезиненной ткани («серебрянки»). Чтобы увеличить воздухонепроницаемость и предохранить хлопчатобумажную основу ткани от намокания и гниения, ее обратную сторону покрывают двумя слоями герметика 51-Г-10, разведенного бензином Б-70 в отношении 1:1. Для поплавков пригодна также капроновая или лавсановая ткань, пропитанная герметиком 51-Г-10 или У-30МЭС-5, полиуретаном или клеем «Момент-1», разведенным на скипидаре в отношении 1:1 по объему. Для крепления к ложементам на поплавках приклеиваются язычки из полосы той же ткани шириной 80—100 мм, сложенной, как показано на рисунке. Язычки лучше клеить к надутым поплавкам по готовым ложементам и пластинам. Если планируется крепить поплавки шнуровкой, в язычках делают отверстия Ø10 мм и шагом 80—100 мм, а в петли язычков продевают спицы из дюралюминиевых электродов Ø3 мм. Для повышения живучести велоамфибии каждый из поплавков разделен на три отсека поперечными переборками в виде конических диафрагм из той же ткани. Такая форма диафрагм хорошо сохраняется под давлением и позволяет сворачивать поплавки без складок. Переборки вклеивайте в последнюю очередь, оставив для этого в средней части поплавка открытый участок шва длиной в полметра. Шов лучше располагать снизу. Накачивать поплавки воздухом удобно с помощью резиновой помпы (лягушки). Не забудьте в каждый отсек поплавка вклеить вентили со съемными ниппелями от резиновой лодки. Оконечности поплавков лучше выклеивать на болване, который можно изготовить из пенопласта, дерева, папье-маше, глины. После склейки все швы надо промазать герметиком, затем заклеить наружные швы полосками ткани шириной 20 мм. Для повышения герметичности, улучшения внешнего вида и придания водоотталкивающих свойств поплавки окрашиваются эластичной краской, изготовленной по рецепту: один тюбик клея «Момент-1», 0,5 л скипидара и 100 г алюминиевой пудры. В заключение несколько слов о дальнейшем улучшении конструкции. В принципе допустимо заменить дрель и наклонный вал на вертикальную колонку, исключив руль. Это позволит уменьшить массу, габариты и избавит от необходимости разнимать цепь. Интересно попытаться вместо винта применить ластовый движитель. И, наконец, создать приставку, не требующую демонтажа колес.
На снимках — первая модификация амфипеда, а на чертежах представлен его усовершенствованный вариант.