Несколько лет назад в одном из журналов я прочитал статью о велосипеде с обратным вращением педалей. Как утверждала знатоки, такое их вращение является более естественным и эффективным... И меня эта идея не оставила равнодушным — на ее основе я сделал и запатентовал даже несколько изобретений. Но все они были сложны для практической реализации в домашних условиях, да и сам способ обратного вращения со временем потерял свою остроту. Но не так давно как-то само собой у меня возникло простое и надежное техническое решение этой идеи, не требующее существенной переделки велосипеда. Но даже не это главное. Проработка конструкции показала, что она позволит сделать дорожный велосипед многоскоростным, легко осуществляя переключение скоростей. А это уже кое-что значило.
Для изготовления конструкции с дорожного велосипеда снимают цепь и наращивают до 150 звеньев. К большой ведущей звездочке приваривают с внутренней стороны две дополнительные с числом зубьев 40 и 32 от старых детских велосипедов. С этими звездочками сверху последовательно вводят в сцепление цепь, перебросив ее предварительно через ведомую звездочку заднего колеса (штатную желательно заменить на меньшую, с числом зубьев 14) и дополнительную большую (такую же, как и штатная ведущая), напрессованную на шарикоподшипник 80203. Подшипник монтируют на жестком пальце двуплечего рычага с рукояткой на верхнем конце. Плечи рычага выполнены из двух стальных полос сечением 30×4 мм, сваренных между собой. Рычаг можно поворачивать вокруг болта-оси, закрепленного в отверстии правого пера задней вилки. Верхний конец рычага фиксируется одним из трех отверстий на штыре, жестко смонтированном в верхней трубе рамы. Для переключения передач велосипедист берет рычаг за рукоятку, слегка отводит его вправо и поднимает вверх, чтобы цепь вышла из зацепления с одной из ведущих звездочек. Далее небольшим перемещением рычага влево (или вправо) располагает цепь над нужной (одной из трех) ведущей звездочкой и опускает рычаг вниз. При этом цепь сверху входит в сопряжение с несколькими зубьями нужной звездочки, количество которых достаточно для передачи крутящего момента. В завершение операции переключения скорости велосипедист движением рукоятки влево опять фиксирует рычаг на штыре, обеспечив тем самым необходимое натяжение цепи и надежную работу привода. Просверлить отверстия в рычаге лучше по месту, в трех разных положениях приводной цепи (при зацеплении ее с каждой ведущей звездочкой). Выбрав в соответствии с дорожными условиями передачу и вращая педали назад, велосипедист двигается, конечно, вперед. А вот тормозить при надобности придется, нажимая на переднюю педаль. Как видно из вышеизложенного, реализация весьма непривычного на первый взгляд способа обратного вращения педального привода позволяет достаточно легко решить актуальную и непростую задачу переключения скоростей на блоке ведущих звездочек в дорожном велосипеде с сохранением заднего ножного тормоза. Многие любители активного отдыха на природе предпочитают велопрогулки другим видам коротких путешествий: пешим, автомобильным. Гуляя пешком, можно в полной мере насладиться прелестями природы, не спеша все хорошо разглядеть, но, к сожалению, только в ближайших окрестностях. При езде на автомобиле «общаться» приходится больше не с природой, а с дорогой, оторваться от которой проблематично даже на джипе. Оптимальными здесь могли бы стать прогулки на мотоцикле, но от его шума и зверьки спешат прочь, и птицы стараются улететь подальше. Выручить в таком случае может другой двухколесный друг—велосипед. Для прогулок же вдвоем со спутником совсем не обязательно иметь второй велосипед. Предпочтительнее сделать прицеп, но не простой, а с автономным приводом, да притом двойным: ножным и ручным. На таком своеобразном тандеме и ехать легче — спутник в любую минуту придет на помощь и общаться проще — ведь вы всегда рядом. Вот такой пассажирский одноколесный прицеп и предлагается вниманию читателей. Основой его является рама от старого дорожного велосипеда, без переделок. От него же использован и привод.