Занимаясь долгое время созданием и эксплуатацией веломобилей (был неоднократным призером всесоюзного велофестиваля в Шяуляе), я убедился в их недостаточной практичности. Большие габариты веломобиля исключают возможность его хранения в квартире. Известные складывающиеся конструкции сложны в изготовлении и все же довольно громоздки. Используемые на них колеса, как правило, велосипедные, не рассчитаны на боковые нагрузки, испытываемые веломобилями на виражах. Стремление и сокращению габаритов веломобиля в собранном виде привело и идее создания транспортного средства на основе велосипеда с боковым прицепом. Такие конструкции известны, однако им присущи те же недостатки, что и веломобилям, поскольку прицеп в них жестко крепится к велосипеду. В разработанном варианте боковой прицеп складной; он снабжен горизонтальным шарниром в плоскости симметрии велосипеда, соединенным с ним с помощью быстроразъемного соединения. Еще одна особенность заключается в закреплении колеса прицепа на консоли с вертикальным шарниром (по типу рояльного).
За основу мы взяли дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков» и закрепили на балке два седла со спинками таким образом, чтобы первый седок мог крутить педали привода переднего колеса, а второй — обычный цепной привод заднего колеса. Таким образом получился двухместный велосипед с теми же габаритами, что и серийный одноместный. Сидящий на переднем сиденье вращает педали дополнительного привода, расположенного в центре переднего колеса, поддерживает равновесие, а также выполняет функции водителя. Второй седок работает педалями, приводящими во вращение заднее колесо, держась при этом за рукоятки на спинке переднего сиденья. Руль для нашего велосипеда имеет специфическую форму — ручки его приподняты, да и конфигурация изменена для более удобного управления. Назвали мы наш тандем «Дружок». Масса машины — 23...25 кг. «Дружок» был построен и всесторонне испытан — в том числе в сельской местности.
Путешествия позволяют человеку увидеть мир, страну, познать свой край. При этом каждый «странствующий рыцарь» выбирает транспорт, наиболее отвечающий своим целям, запросам и возможностям. Рассказы бывалых веломобилистов убедительно доказывают, что педальное транспортное средство в большинстве случаев почти идеально приспособлено для дальних маршрутов. Оно позволяет передвигаться в комфортных условиях при любой погоде, вести большой груз, не вызывая чрезмерной усталости у водителя, а иногда и служить постелью на ночевке или средством переправы через небольшие водные преграды. В то же время он, как и обычный велосипед, помогает испытать и познать себя, самоутвердиться, проверить возможности своего организма. Уже несколько лет у нас в стране проводятся слеты-конкурсы веломобилистов. Одним из его этапов является пробег по Золотому кольцу России. Именно для такой трассы и был сконструирован и построен веломобиль «Надежда». Надежда на свои силы, на конструкцию, ее надежность — вот основные факторы, давшие это название.
Наше семейное транспортное средство — трехколесный велотандем «Бродяга» — спроектировано мной для велопоходов. От аналогичных конструкций его отличает отсутствие необратимых доработок в базовых велосипедах, на основе которых создан велотандем; простота изготовления дополнительных узлов и деталей, с помощью которых пара стандартных машин превращается в трехколесный трейлер, а также высокая надежность «Бродяги», проверенная жесткой эксплуатацией на дорогах России. Как и все тандемы, наш также имеет меньший по сравнению с парой обычных велосипедов Сх — коэффициент лобового сопротивления и, как следствие, меньшую чувствительность к встречному воздушному потоку. Все это позволяет без особого труда в течение 4...5 часов поддерживать крейсерскую скорость около 20 км/ч (до 7 км/ч на подъемах и до 80 км/ч на спусках). Для возобновления движения, как показал опыт, достаточно всего двух-трех часов отдыха, хотя наш семейный экипаж не отличается высокими атлетическими качествами.
Все началось с того, что мы — молодая бездетная семья, приобрели две «Камы» и увлеклись велосипедными прогулками. С рождением дочери пришлось решать задачу: как совершать поездки всем вместе? Сделал небольшое креслице и установил его на задний багажник. Прослужило оно нам верой и правдой несколько лет. Но дочь росла, и сидеть в креслице ей стало тесно, неудобно. Возникла идея создания легкой разборной, достаточно прочной прицепной коляски, быстро подсоединяемой к велосипеду Сконструированный мною «экипаж», детали и узлы которого изготовлены в основном из стали (СтЗ или любая другая), получился довольно легким, массой всего около 15 кг. В течение нескольких минут он крепится к велосипеду, свободно входит в лифт и полностью разбирается, что очень удобно при хранении его зимой в квартире, например, на антресоли.
Идею аквапеда мы вынашивали два года: прикидывали, подсчитывали, прорисовывали конструкцию, подбирали материалы. Когда образ «Дельфина» сложился окончательно, взялись за дело. И хотя в мастерской в то время не было ни токарного станка, ни сварочного аппарата — только электродрель, тиски да обычные слесарные инструменты, на постройку ушло всего две недели. Аквапед получился устойчивым на воде, удобным в управлении и довольно вместительным (на борту — пять мест). На нем приятно совершать водные прогулки, ловить рыбу. Пригодится «Дельфин» и для спасательных работ, и для буксировки лодок. В то же время ему самому не требуется никакого ухода.
Увлечение веломобилями у нас в стране — явление новое. Показательные выступления на них впервые были включены в программу Всесоюзного праздника велосипеда в Шяуляе лишь в 1983 году. Участвовали полтора десятка машин: от юркого велокарта до «Вильнюса-82». Был представлен и наш «МАДИ-ВС1». Проектировался он как спортивный, «ВС1» в его названии расшифровывается как «веломобиль спортивный, первый». Анализ известных конструкций показал нам — такой проще делать. И достигнутые на нем результаты могут быть выше, чем на дорожном. Правда, мы пока не собирались бить рекорды. Хотели выяснить преимущества педальной машины, поэтому ориентировались на скорость 70 км/ч — это тоже достаточно высокий рубеж. Такая скорость достигается, во-первых, за счет полулежачей посадки водителя в кресле веломобиля, которая включает в работу мышцы тела, бездействующие при езде сидя. А во-вторых, благодаря хорошей аэродинамике обтекаемых кабин. А ведь уже на скорости 30—40 км/ч сопротивление воздуха возрастает настолько, что велосипедисту с ним не справиться.
Каким же он должен быть, веломобиль — простое, но достаточно комфортабельное индивидуальное средство для поездок по городу? Каким задумывал его автор статьи, приступая к разработке конструкции? Прежде всего компактным, пригодным для хранения на балконе, в коридоре и т.д. Это условие является одним из определяющих для горожанина. Во-вторых, легким. Учитывая средние «атлетические» возможности потенциального владельца веломобиля, определяем максимальный вес педикара в 25—30 кг. В-третьих, простым по конструкции и надежным а эксплуатации, подобно велосипеду. В-четвертых, соизмеримой с ним должна быть и стоимость педикара. Указанные условия и были заложены в основу разработки конструкции «Колибри-35» — двухместного складного веломобиля.
Серферы очень удобно перевозить па крыше автомобиля, укрепив на багажнике. А как быть тому, кто еще не обзавелся таким транспортным средством и имеет пока только велосипед? Предлагаем воспользоваться простой тележкой-прицепом. Для ее изготовления потребуются два велосипедных колеса, металлические полосы 5×30 мм и прутки с резьбой — для ложементов. Тележка похожа на двуколку и имеет седельпое устройство, с помощью которого крепится к багажнику велосипеда. Ее раму составляют... сами корпуса серферов, а швертовые колодцы и отверстия для крепления плавников служат для соединения с помощью шпилек всех частей конструкции. Основание собирают из ложементов на заклепках или болтах: необходимые параметры уточняются в соответствии с поперечным сечением парусных досок в районе шверта, а гнездо для укладки ыачт делают по их диаметрам. Изгиб ложементов седельного устройства зависит от размеров корпусов у места крепления плавника, а расстояние между ними — от ширины багажника велосипеда.
Этот велосипед выделяется прежде всего своей необычно большой вместимостью. Еще бы, на сравнительно компактной и легкой машине размещаются сразу четыре человека: двое взрослых и двое детей! Причем «пассажирское» кресло всего одно, а три остальных места «рабочие». Так что отдых на семейном велотандеме становится самым что ни на есть активным. Велотандем состоит из общей рамы с двумя педальными каретками и синхронной передачей на заднее колесо, переднего поворотного колеса с индивидуальным приводом и легкого прицепа для перевозки походного имущества и продуктов при дальних маршрутах.