Этот двухместный шоссейный веломобиль разработали московские школьники—братья Андрей и Станислав Кудрявцевы в кружке перспективного автомобилестроения при Доме пионеров Пролетарского района под руководством В. Полякова. На асфальтированном шоссе он может разгоняться до 35 км/ч. Масса веломобиля около 35 кг. Тормоз ножной, с приводом на задние колеса.
Освоить азы вождения машины может даже дошкольник, если у него будет автомобиль, который показан на рисунке. Он похож на карт. Только в отличие от карта он двухместный и с педальным приводом. Если вы построите несколько таких машин, то сможете организовать у себя во дворе настоящий автогородок и изучать на практике правила уличного движения. Для изготовления карта вам потребуются трубы различных сечений: квадратные или обычные (наш карт изготовлен в основном из труб квадратного сечения); стальные прутки, листовая сталь, три подшипника, болты, гайки и несколько деталей от детского и взрослого велосипедов.
Мини-веломобиль, о котором пойдёт речь, родился в казанской мастерской Эдуарда Стовбунского — конструктора веломобилей и большого любителя путешествий на них. Эдуард — участник фестивалей-смотров веломобилей «Золотое кольцо», проводившихся Московским клубом энтузиастов биотранспорта (КЭБ) еще двадцать лет назад. С тех пор он на разных моделях с мускульным приводом, созданных им самим, проехал по российским и зарубежным дорогам путь, почти что равный экватору Земли.
Несколько лет назад для своих сыновей сделал небольшой веломобиль (а если судить по размерам или конструкции — то было бы точнее назвать его велокартом). Детям машина нравилась, и они вместе с соседскими ребятишками часами гоняли на ней по тихим улочкам. За образец взял конструкцию простого бесприводного мини-кара, публикация о котором была в журнале «Моделист-конструктор» № 3 за 1977 год. Именно в том году, учась еще в третьем классе, я уговорил отца оформить для меня подписку на журнал, подшивки которого за все последующие годы я не только храню, но и до сих пор нахожу в них немало полезного. Сейчас сыновья из этой машины уже выросли, но младший часто вывозит ее на улицу, где среди детворы находится много желающих на ней покататься. Да и сам он еще не отказывает себе в удовольствии покрутить педали и баранку велокарта.
Два громадных колеса этого велосипеда обеспечивают высокую проходимость, повышенную плавность хода и необыкновенную устойчивость. Небольшая ширина и танковая система поворота (притормаживанием колес) дают хорошую маневренность — велосипед можно развернуть на месте. В велосипеде, за исключением рамы и колес, использованы детали и узлы стандартных машин, поэтому при изготовлении потребуется минимум механической обработки. Да и само изготовление, несмотря на внушительные размеры и необычность конструкции, не так уж сложно.
Предлагаемый вниманию веломобиль был создан в кружке «Велоконструирование» станции юных техников (СЮТ) г. Заводоуковска Тюменской области. Изготовлена машина с использованием комплектующих деталей и узлов от спортивных велосипедов и велосипеда «Школьник». Машина трехколесная: два передних колеса — управляемые, а одно заднее — ведущее, оно побольше диаметром. Управляется с помощью самодельных рулевых рычагов, тяг и поворотных кулаков. Подвески всех колес — активные мягкие: передних — на пружинах, а заднего — на амортизаторах. Рама веломобиля — сварная, изготовлена из тонкостенных круглых труб. Сиденье — эргономичное, полулежачее, на раме закреплено жестко. Тормоз — клещевого типа, его привод — только на заднее колесо.
Среди этих оригинальных самоделок выделяется одна модель, принципиально новая в среде веломобилей, поскольку она, как и обычный велосипед, — двухколесная! По конструкции модель несложная, хотя требует специальную раму-консоль с вынесенным далеко вперед кареточным узлом. От велосипеда же она отличается удобной посадкой водителя — как на спортивном автомобиле — полулежа. В процессе работы над этой моделью возникла интересная идея велосипеда «наоборот», когда переднее колесо становится ведущим, а заднее — поворотным. Суть идеи. Например, известный всем велосипед «Салют» с так называемой «дамской» рамой (без верхней горизонтальной перемычки) разворачиваем «задом наперед» и крепим к наклонной трубе в проеме рамы кресло спинкой к поворотному колесу (теперь оно будет задним). К неподвижной задней вилке с ведущим колесом (теперь они окажутся впереди) прочно крепим часть другой рамы с кареточным узлом (вырезанных из рамы старого велосипеда). Руль устанавливаем под сиденьем и шарнирно соединяем его жесткой тягой с поворотным колесом сзади.
Прицеп изготовлен в клубе «Туризм и веломобили». В конструкции использованы узлы и технические решения, многократно «обкатанные» на веломобилях. Поэтому прицеп получился сразу — даже не пришлось его, как говорится, доводить — и полностью оправдал ожидания. На сегодняшний день построено пять таких прицепов, и все они показали высокую эксплуатационную надежность.
Кроме простоты — основного достоинства велосипеда, эта прогулочная велоколяска имеет перед своим «прародителем» и преимущества, главные из которых — хорошая устойчивость в движении и при остановках и удобная, как в автомобиле, посадка водителя. Прототипом послужил веломобиль, опубликованный в «Моделисте-конструкторе» № 9 2000 г. Но его довольно сложная пространственная рама, двухступенчатые привод и рулевое управление заставили задуматься над тем, как бы упростить эти узлы и сделать машину полегче. Считаю, что задачу удалось решить и даже получить авторское свидетельство на изготовление промышленного образца.
В конце 70-х годов в прессе, особенно в журнале «Моделист-конструктор», много писали о веломобилях. Были представлены конструкции различных авторов. Некоторые из них утверждали, что появился новый вид транспорта, который в будущем потеснит не только велосипед, но и автомобиль. Однако ничего подобного не произошло. Почему? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Да, в отличие от велосипеда, веломобиль легче оборудовать крышей от непогоды, а три колеса позволяют эксплуатировать его круглый год. Это стимулировало разработчиков и изготовителей таких конструкций, и они, засучив рукава, брались за дело. Однако большинство трехколесных педальных машин тех времен были громоздкими, тяжелыми и сложными. Следовательно, развивать скорость наравне со спортивными велосипедами они не могли. А ездить на тихоходах даже с комфортом никто не хотел. К тому же на оживленных улицах веломобили представляли собой серьезную помеху обычному городскому транспорту. По этой причине у энтузиастов интерес к веломобилю угас. Однако инженеры американской фирмы «Дженерал Дайнемикс» в те же годы спроектировали и изготовили веломобиль с аэродинамическим обтекателем общей массой всего 23 кг. В рекордном заезде на дистанции 200 м он достиг скорости 95 км/ч. А 80 км/ч мог развивать на нем даже велоспортсмен среднего уровня.