Повышение эффективности привода — проблема, которая волнует не только конструкторов велосипедов, но и владельцев этих машин. Со времени изобретения велосипеда педальный привод доведен, можно сказать, до совершенства. Повысить его эффективность без усложнения механизма вряд ли возможно. На спортивных и туристских велосипедах, например, устанавливают многоступенчатые передачи, но даже в этих приводах остается так называемая «мертвая зона», когда шатуны находятся возле своего вертикального положения. Педали проходят эту зону по инерции, так как создать в это время полноценный крутящий момент ногами очень сложно Наиболее простым решением проблемы казалось применение в приводе эллиптической ведущей звездочки. С тех пор минуло немало лет, но что-то не видно, чтобы производители велосипедов воспользовались этим техническим решением. То ли они пока не осмыслили саму идею, то ли их останавливают технологические трудности.
Необходимость перевозки мешка с грузом (например, картошки) у сельчан, жителей поселков или дачников-огородников возникает довольно часто. Для коротких перевозок вполне подойдет тачка, для более же длинных нужен какой-то транспорт. Оптимальным в таком случае «грузовозом» мог бы стать обычный дорожный велосипед. Но его багажник для такой поклажи довольно хлипок, да еще надо наловчиться удерживать равновесие, так как центр тяжести этого транспортного средства и мускульные усилия велосипедиста повышаются, а скорость и устойчивость в этом случае, понятное дело, снижаются. Вот тогда я для этих целей и сделал к велосипеду тачку-прицеп, которой в течение нескольких сезонов с успехом пользовался, пока не проржавела и не сломалась труба старой рамы — хранил-то ее под открытом небом.
Среди этих оригинальных самоделок выделяется одна модель, принципиально новая в среде веломобилей, поскольку она, как и обычный велосипед, — двухколесная! По конструкции модель несложная, хотя требует специальную раму-консоль с вынесенным далеко вперед кареточным узлом. От велосипеда же она отличается удобной посадкой водителя — как на спортивном автомобиле — полулежа. В процессе работы над этой моделью возникла интересная идея велосипеда «наоборот», когда переднее колесо становится ведущим, а заднее — поворотным. Суть идеи. Например, известный всем велосипед «Салют» с так называемой «дамской» рамой (без верхней горизонтальной перемычки) разворачиваем «задом наперед» и крепим к наклонной трубе в проеме рамы кресло спинкой к поворотному колесу (теперь оно будет задним). К неподвижной задней вилке с ведущим колесом (теперь они окажутся впереди) прочно крепим часть другой рамы с кареточным узлом (вырезанных из рамы старого велосипеда). Руль устанавливаем под сиденьем и шарнирно соединяем его жесткой тягой с поворотным колесом сзади.
Как известно, для различных дорожных условий: спусков, подъемов — на многих типах велосипедов используют блок звездочек разных диаметров, позволяющих менять крутящий момент на заднем ведущем колесе. Механизмы эти сравнительно сложные, удорожающие конструкцию, не позволяющие использовать ножное торможение. А ведь крутящий момент можно регулировать, меняя длину шатунов! И их переделку легко осуществить в домашних условиях на любых дорожных велосипедах.
Тягово-сцепное устройство прицепа тоже аналогичное. Только вместо полуосей к втулке по касательной приварена целиковая ось. Сама втулка сверху подстрахована от самопроизвольного соскакивания с крючка кронштейна винтом М20 с шайбой. Винт ввернут в кронштейн, для чего в нем предварительно нарезана соответствующая резьба. Колесо — заднее все от того же старого велосипеда. Оно по диаметру такое же, как и у велосипеда-тягача, а это оптимальный вариант. Тормозной механизм из колеса демонтирован, поэтому тягач оборудован дополнительным ручным тормозом.
Комбинация ножного и ручного приводов прицепа аналогична спаренным приводам велосипеда, описанного в «Моделисте-конструкторе» № 5 за 2000 год.
Почти два века минуло со времени изобретения велосипеда. С той поры кто только, где и как его не «переизобретал» и ни усовершенствовал. В результате появилось разнообразное множество педальных машин: от чемоданных мини-«великов» до многоместных тандемов, от веломобилей до водных и даже воздушных велосипедов, от грузопассажирских до скоростных спортивных, от простых до снабженных компьютерами. И хотя пословица — «Не изобретайте велосипед», в общем-то, справедлива, ибо действительно непросто привнести что-либо новое и полезное в тщательно отработанную и почти идеальную конструкцию, — иногда мелькнет в голове мысль-озарение, имеющая рациональное практическое значение.
Наверное, у многих, кто хоть немного разбирается в механических устройствах, возникнет вопрос — а сможет ли сдвинуться с места это странное сооружение? Доска на четырех колесах да стойка с упором для рук — вот и все, что видишь с первого взгляда. Уж не водят ли нас за нос? Правда, ребята, знакомые с мини-карами, увидят в конструкции что-то знакомое. В самом деле, раз нет двигателя, раз невозможно отталкиваться от земли, как на обыкновенном самокате, то, может, и впрямь — тележка для катания с горок? Ответим сразу и тем и другим. Предложен не очередной вариант вечного двигателя. Нет ничего общего у «самобеглой тележки» с мини-карами. У машины есть все, чтобы занять место в ряду устройств с механическим приводом. Достоинства его скрыты. Поэтому давайте познакомимся подробнее.
Преимущество тандема перед обычным велосипедом очевидно: пока один гонщик вертит педали, второй может отдохнуть; кроме того, значительно возрастает скорость, когда оба гонщика крутят педали. Так как тандемы промышленного изготовления не продаются, предлагаем вам построить их самим. Для этого потребуется один велосипед целиком и рама, руль, седло и кареточный узел от другого велосипеда.
Вы не ошиблись. Такой велосипед сконструировал московский инженер К. Чириков. Отличается этот велосипед от обычного не только формой, но и принципом привода: его заставляют двигаться не ноги, а руки. Для постройки велосипеда необходимы заднее колесо со звездочкой от детского двухколесного велосипеда, две-три цепи, кареточный узел, седло, пять метров труб диаметром 20—22 мм с толщиной стенки 1,5—2 мм и немного листового железа толщиной 1,5 мм.
В наших городах растут многоэтажные дома. Это беспокоит любителей езды на велосипеде. Ведь обычный дорожный велосипед в лифт не входит, а тащить его на себе на восьмой этаж не хочется. Да и для хранения его в квартире нет места. Ребята из кружка микротранспорта при ЖКО завода «Техстекло» совместно с областной станцией юных техников города Саратова сконструировали простой складной велосипед, который можно сделать дома или в школьной мастерской. Это не просто складной дорожный велосипед, а универсал: за две-три минуты его можно превратить в грузовой. Он поднимает 50—60 кг. Привезя груз, вы его можете сбросить, не слезая с велосипеда. Для изготовления такого велосипеда вам понадобятся: две старые рамы от мужского дорожного велосипеда, две передние вилки, дюралевая или железная полоска и несколько кусочков фанеры и деревянных чурок, два колеса от велосипеда «Школьник», «Орленок» и два колеса от детского самоката или велосипеда марки Л-155.